+7(495) 229-49-46

+7(925) 924-57-59

 

 info@softstitch.ru

softstitch2005@yandex.ru

Пн-пт: с 9 до 18 часов

Главная

Цены

О компании

Виды работ

Контакты

Галерея работ

Андрей Галкин, генеральный директор ООО "Эс-Дизайн" , Елена Чаленко к.т.н. доцент кафедры ХМКиТШИ МГУДТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Современные условия диктуют довольно жесткие требования к обустройству мест, где наблюдается большое скопление людей. К ним относятся и театры. В истории театров известны случаи больших пожаров, когда горели не только декорации, но и занавес, мебель и обивка лож. Такие случаи были и в Большом Театре. Поэтому к материалам, используемым при проведении реставрации БТ, в том числе и к тканям, были предъявлены соответствующие требования. Несмотря на то, что проводилась научная реставрация, применяемые ткани подбирались с учетом их пожаробезопасности из современных волокон.

 

 

           При восстановлении исторического занавеса решалось несколько взаимоувязанных задач: восстановление полотна антрактно-раздвижного занавеса и живописного арлекина к нему, восстановление живописного полотна занавеса-картины, разработка конструктивного и художественного решения занавеса итальянского типа, разработка рисунка и полотна для подъемно-опускного занавеса, а также разработка технологии их последующего соединения и обработки с учетом требований эксплуатации, пожарной безопасности и параметров оборудования сцены.

 

 

           Работы проводились в несколько этапов:

 

 

           1.Разработка рисунка нового полотна занавеса и бордюра на основе исторического анализа

           2.Исследование структуры материала, применяемых волокон и их получение

           3.Разработка схемы дисенации материала и ткачество

           4.Разработка схем совмещения раппорта материала в полотне изделия

 

 

           схема совмещения раппорта материала в полотне занавеса  Большого Театра

 

 

           5.Разработка структуры технологического процесса сборки занавеса на основе изучения методов обработки исторического занавеса.

 

 

           В работе над «одеждой сцены» стояла задача не столько реставрации, сколько воссоздания. Данная работа выполнялась таким образом, чтобы создаваемый объект максимально повторял исходный, но при этом в символику рисунка материала были внесены некоторые корректировки с учетом исторических реалий и использованы современные методы изготовления изделий, позволяющие повысить их качество и сократить сроки изготовления.

 

           Технические условия, которым должно отвечать изделие, подразумевают под собой эксплуатацию в условиях современного театра, когда занавес открывается и закрывается несколько раз (приблизительно 20 раз в день), что приводит к его активному истиранию, обивка мебели, лож и пр. также подвергается сильному истиранию за счет контакта со зрителем. Кроме того, в современных условиях большую роль играет безопасность зрителей и работников театра, прежде всего пожарная. Таким образом, перед нами стояла задача не столько реставрации исторического занавеса, сколько создания нового из современных материалов с учетом сохранения максимального сходства.

 

           5.1. Вначале была изучена технология обработки исторического занавеса, который эксплуатировался более 50 лет. Занавес находился в плачевном состоянии, одни места распадались на нитки, а другие были закрыты заплатками. Низ занавеса протерся и местами порвался. Верх также был сильно истрепан. Бахрома местами порвалась и истрепалась.

 

 

 

           исторический занавес  Большого Театра

 

 

 

           Изучение методов обработки исторического занавеса показало, что практически все работы по изготовлению занавеса были выполнены вручную, начиная от соединения полотен основного материала между собой, и заканчивая обработкой верхнего края и прикреплением бахромы к полотну. Данные методы обработки не позволяют достигнуть хорошего качества готового изделия, весьма трудоемки в исполнении и, кроме того, не обеспечивают равномерное распределение нагрузки.

 

 

 

 

 

износ исторического занавеса  Большого Театра износ исторического занавеса  Большого Театра износ исторического занавеса  Большого Театра износ исторического занавеса  Большого Театра износ исторического занавеса  Большого Театра износ истического занавеса  Большого Театра износ исторического занавеса  Большого Театра износ исторического занавеса  Большого Театра износ исторического занавеса  Большого Театра износ исторического занавеса  Большого Театра износ исторического занавеса  Большого Театра износ исторического занавеса  Большого Театра износ исторического занавеса  Большого Театра

 

 

           5.2.Выбор и обоснование методов обработки воссоздаваемого занавеса с учетом современного уровня развития техники и технологии.

           При разработке технологии обработки занавесов прежде всего решался вопрос принципиального выбора метода обработки: ручной или с применением современного оборудования. Принципиальный выбор был сделан в пользу применения современного швейного оборудования, так как машинные швы обладают большими прочностными характеристиками. Кроме того, качество соединения полотен между собой при применении швейных машин лучше, чем при ручном соединении. Так как при ручном способе на 10 см строчки в среднем приходится 15-16 стежков, тогда как при стачивании на швейной машине на те же 10 см строчки приходится уже 29-35 стежков в зависимости от заданных регулировок, при этом длины всех стежков абсолютно одинаковы, чего нельзя добиться при ручной работе, что дает более равномерное распределение нагрузки. Применение швейного оборудования для обработки таких сложных изделий, обладающих большой площадью, высокой массой и толщиной еще 50 лет назад было невозможно, но сегодня, в 21 веке современные технологии позволяют качественно соединять материалы различной плотности и толщины. С учетом параметров технического задания на воссоздаваемые занавесы было подобрано оборудование и комплектующие материалы.

 

           5.3.Подбор применяемого оборудования, ниток и игл.

           Для обработки основного и подкладочного материалов было решено использовать современное стачивающее оборудование для обработки средних и тяжелых материалов. А для обработки верха занавесов, заготовки бахромы, настрачивания бордюров выбрана швейная машина для обработки особо тяжелых материалов, позволяющая обрабатывать пакеты материалов толщиной до 2,5 см.

 

 

           швейная машина для обработки особо тяжелых материалов                    швейная машина для обработки особо тяжелых материалов                    швейная машина для обработки особо тяжелых материалов

 

 

           Для обработки краев занавеса-картины был специально сконструирован механизм напольного перемещения головки швейной машины с изменяющимся наклоном промстола, позволяющий обрабатывать полотна большой площади и массы, не снимая их с пола.

 

 

           механизм напольного перемещения головки швейной машины с изменяющимся наклоном промстола

 

 

           Нитки для обработки занавесов были выбраны с учетом их прочностных свойств, горючести и износостойкости.

 

 

           нитки для обработки занавеса  Большого Театра

 

 

           5.4. Подбор вспомогательных и отделочных материалов и определение методов их обработки.

           При проведении исследований различных материалов на истираемость и разрывную нагрузку наилучшие показатели износоустойчивости были зафиксированы у следующих материалов: техническая ткань из волокна «тревира» и арамидная ткань, которые к тому же обладают малой массой и толщиной и изготовлены из негорючих волокон (аналог кевлара), что позволило существенно снизить толщину пакета материалов при обработке низа и верха занавесов.

 

 

           6. Изготовление занавеса.

 

 

           6.1. Раскрой полотен и подбор их по величине раппорта. Раскрой полотна бордюра.

           Практически сразу мы столкнулись с рядом непредвиденных сложностей. На разных участках материала оказался разный раппорт рисунка (от 3,02 до 3,13 м). Для устранения этого был проведен расчет данных по раппортам полотен, и они были распределены с последовательным увеличением раппорта к периферии. Из-за больших габаритов изделия раскрой пришлось выполнять на полу, для чего понадобилось использовать наколенники. Очень быстро затуплялся режущий инструмент, и приходилось его точить практически каждый день. Сильная сыпучесть основного материала и сложность рисунка не позволяли наносить точные линии разреза. Поэтому было принято решение сначала наклеивать на полотно в ориентировочном месте разреза малярную ленту, а затем на ней наносить необходимые линии и резать. В таком случае одновременно закреплялся срез материала от осыпания и появилась возможность точного нанесения места разрезание материала.

 

 

           раскрой полотен занавеса  Большого Театра                    раскрой полотен занавеса  Большого Театра                    раскрой полотен занавеса  Большого Театра

 

 

           подгонка рапорта занавеса  Большого Театра

 

 

           6.2. Заготовка бордюров для всех занавесей.

           Бордюры представляли собой полотно с повторяющимся вытканным рисунком, которое было разрезано на части и соединено между собой в единое целое с тщательной подгонкой рисунка. Соединенные швы были разутюжены для уменьшения толщины и улучшения качества бордюров, а срезы обметаны для предохранения их от осыпания.

 

 

           заготовка бордюров для занавеса  Большого Театра                    заготовка бордюров для занавеса  Большого Театра

 

 

           6.3. Соединение полотен верха и подкладки в единое целое.

           Соединение полотен основного и подкладочного материалов было решено производить на современном стачивающем оборудовании для обработки средних и тяжелых материалов. Однако, масса соединяемых полотен составила 11,9 кг для полотен подкладки и 25,8 кг для полотен основной ткани. Следовательно, соединение между собой только 2-х полотен приводит к образованию объекта массой от 23,8 до 51,6 кг и шириной от 2,8 м до 3,1 м. Перемещение уже таких объектов относительно рабочих органов швейного оборудования представляет серьезную трудность, а при изготовлении занавесов различного типа необходимо было соединить между собой от 3 до 17 полотен. Поэтому было принято решение о необходимости перемещать не материал относительно швейного оборудования, а оборудование относительно соединяемых кусков материала. Для этих целей был специально разработан настилочно-пошивочный комплекс, состоящий из стола длиной 20 м и передвижной тележки для швейной машины и оператора, которая перемещается по направляющим вдоль стола.

 

 

           Так как с изнаночной стороны полотна кромка не очень четко определялась, ее границы были предварительно прометаны, чтобы был ориентир при стачивании.

 

 

           стыковка кромки занавеса  Большого Театра          подгонка кромки занавеса  Большого Театра          подгонка кромки занавеса  Большого Театра

 

 

           Для предотвращения смещения рисунка стачиваемых полотен применялись различные металлические фиксаторы. В результате отклонения в подгонке рисунка на антрактно-раздвижном занавесе и кулисах не превышают 0,5 мм.

 

 

           подгонка кромки занавеса  Большого Театра          подгонка кромки занавеса  Большого Театра

 

 

           Припуски стачиваемых полотен материалов были разутюжены для уменьшения их толщины, однако пришлось использовать бытовое утюжильное оборудование, так как промышленное оборудование для влажно-тепловой обработки включает в себя стационарные парогенераторы и не рассчитано на обработку объектов такой протяженности.

 

 

           разутюжка изнанки занавеса Большого Театра

 

 

           Также из-за большой массы обрабатываемых полотен утюжильные работы пришлось выполнять на полу.

 

 

            разутюжка занавеса Большого Театра

 

 

           Предварительно в одном из полотен было заготовлено смотровое отверстие на высоте 1,7 м от уровня сцены для наблюдения за зрительным залом со сцены.

 

 

           смотровое отверстие для наблюдения за зрительным залом со сцены Большого Театра

 

 

           6.4. Растягивание полотна подкладки и верха для устранения искривления и стягивания швов.

           Собранные между собой полотна ткани верха и подкладки были закреплены на полу с предварительным натяжением и увлажнением для выравнивания, устранения перекосов и вытягивания швов, а также для оценки качества соединения полотен между собой.

 

 

           растягивание полотна подкладки и верха для устранения искривления и стягивания швов занавеса Большого Театра          растягивание полотна подкладки и верха для устранения искривления и стягивания швов занавеса Большого Театра

 

 

           6.5. Выравнивание и подрезание подкладки и верхнего полотна.

           После высыхания полотна подкладки и ткани верха были подрезаны по размеру для дальнейшей обработки.

 

 

           выравнивание и подрезание подкладки и верхнего полотна занавеса Большого Театра          выравнивание и подрезание подкладки и верхнего полотна занавеса Большого Театра

 

 

           6.6. Заготовка ткани под бахрому и мешка для истирания и соединение ее с основным полотном.

           Параллельно с этими работами проводилась предварительная заготовка и обработка технической ткани под бахрому, для светоизоляции и мешка от истирания. Было принято решение соединить эти элементы в единое целое для упрощения дальнейшего соединения этих элементов с нижним краем занавесов.

           Готовую нижнюю часть лицевого полотна занавесов соединили с полотнами ткани верха по верхнему краю.

 

           6.7.Настрачивание бордюра на основное полотно по верхнему краю.

           Для настрачивания бордюра на основное полотно занавесы перемещались в зону пошива. Там бордюр, предварительно закрепленный при помощи металлических фиксаторов на полотне, настрачивался на машине для обработки сверхтяжелых материалов при помощи особо прочных нитей «Дабонд» двумя строчками по верхнему краю бордюра.

 

 

           настрачивание бордюра на основное полотно занавеса Большого Театра по верхнему краю

 

 

           После настрачивания полотна верха перемещались в основной цех и вновь прикреплялись к полу в натянутом состоянии по предварительно намеченным линиям поверх ранее закрепленных полотен подкладки. Далее выполнялось:

 

           6.8.Соединение верхнего полотна с подкладкой вдоль вертикальных швов ручными стежками для устранения парусности занавеса и уменьшения его толщины. Аналогичным образом был обработан и тот занавес, который послужил прототипом для воссоздания.

 

 

           соединение верхнего полотна с подкладкой        Соединение верхнего полотна с подкладкой        Соединение верхнего полотна с подкладкой

 

 

 

           соединение верхнего полотна с подкладкой          соединение верхнего полотна с подкладкой

 

 

           6.9. Соединение верхнего полотна с подкладкой по боковым сторонам было выполнено непосредственно на полу при помощи специально сконструированной машины с механизмом напольного перемещения. Для соединения использовали накладной шов, выполненной на двухигольной машине.

 

 

           соединение верхнего полотна занавеса Большого Театра с подкладкой по боковым сторонам          соединение верхнего полотна занавеса Большого Театра с подкладкой по боковым сторонам

 

 

           6.10. Обработка низа занавесей заключалась в окончательном соединении ранее заготовленной ткани под бахрому вместе с мешком для истирания и светоизоляцией с подкладкой и настрачивании двойной строчкой верхнего края мешка для истирания, выполненное также при помощи специальной машины напольного перемещения.

 

 

           обработка низа занавеса Большого Театра          обработка низа занавеса Большого Театра          обработка низа занавеса Большого Театра

 

 

           6.11. Проверка длины изделия в готовом виде, подрезка, намелка складок.

           После обработки боковых сторон и низа занавесов мы перешли к обработке верха. На половинках антрактно-раздвижного занавеса прежде всего размечалось расположение и глубина складок, а на подъемно-опускном занавесе – форма штанкета.

 

 

           разметка складок и формы штанкета занавеса Большого Театра

 

 

           6.12. Закладывание складок, обработка верха занавеса.

           Расчет глубины складок проводился с учетом изучения конструкции и методов обработки занавеса образца 1955 года. Складки были зафиксированы металлическими фиксаторами, после чего занавес был перемещен в цех пошива и размещен на раскройно-пошивочном столе для дальнейшей обработки. К этому моменту вес занавеса составлял более 560 кг. Обработка верха занавеса включала в себя не только его непосредственное закрепление, но и заготовку и фиксацию креплений для подвешивания занавеса к деталям оборудования сцены. Если ранее подвесы занавеса располагались над каждой складкой (через 155 см), то в новом механизме места креплений располагаются через 30,8 см, что увеличило количество подвесов с 8 до 42 штук на одной половине и позволило распределить нагрузку более равномерно. Данное обстоятельство потребовало тщательного расчета мест расположения подвесов занавеса.

           Обработка верхнего края занавесов была выполнена при помощи арамидной ткани, что уменьшило толщину пакета материалов по сравнению с занавесом 1955 года более чем в 2 раза.

 

 

           закладывание складок, обработка верха занавеса Большого Театра     закладывание складок, обработка верха занавеса Большого Театра     закладывание складок, обработка верха занавеса Большого Театра

 

           закладывание складок, обработка верха занавеса Большого Театра     закладывание складок, обработка верха занавеса Большого Театра

 

 

           6.13. Заготовка и настрачивание бахромы.

           Бахрома представляла собой отдельные элементы длиной 50 см и диаметром 1,8-2 см. Для удобства прикрепления каждый элемент бахромы было решено настрочить на стропную ленту. Так как детали бахромы поступили в упаковках по 10 штук было решено при ее заготовке не снимать упаковочную бумагу.

           Подготовленную бахрому настрочили на занавесы с лицевой стороны двумя строчками для прочности на машине для обработки особо тяжелых материалов.

 

 

           заготовка и настрачивание бахромы на занавес Большого Театра     заготовка и настрачивание бахромы на занавес Большого Театра     заготовка и настрачивание бахромы на занавес Большого Театра

 

           заготовка и настрачивание бахромы на занавес Большого Театра

 

 

           6.14. Заготовка строп для подвешивания кистей включала в себя нарезку строп, обработку их краев, закрепление крепежных карабинов и регуляторов и непосредственное закрепление строп на занавесах в местах расположения кистей под бордюром. Такая обработка позволила спрятать крепления кистей от зрителей, закрыв их бордюром, а также дало возможность регулировать высоту расположения кистей. Но данную работу пришлось выполнять вручную, так как крепления располагаются в местах, которые нельзя разместить под швейным оборудованием.

 

           6.15. Закрепление нижнего края бордюра ручными стежками на участках между складками также было выполнено вручную, при помощи системы воздушных петель-столбиков, оставляя свободные промежутки в местах прикрепления кистей.

 

 

           закрепление нижнего края бордюра

 

 

           6.16. Заготовка и прикрепление «ручек» для перемещения занавеса со стороны подкладки.

           На случай необходимости открывания занавеса вручную или для выхода артистов на поклон со стороны подкладки на высоте 1,6-1,7 м от пола были размещены специальные «ручки» с внутренней стороны центрального полотна и 3-х центральных складок левого занавеса и центрального полотна правого занавеса. «Ручки» на центральных полотнах правого и левого занавесов были настрочены при помощи машины напольного перемещения, а остальные «ручки» пришлось пришивать вручную.

 

 

           заготовка и прикрепление «ручек» для перемещения занавеса Большого Театра     заготовка и прикрепление «ручек» для перемещения занавеса Большого Театра

 

 

           6.17. Изготовление сумки для транспортирования занавеса.

 

           7. Транспортировка занавеса для размещения на сцене в Большой Театр

 

 

           свернутый для транспортировки занавес Большого Театра

 

 

 

 

 

 

           * * *

 

 

           Дополнение по теме доклада:

 

 

           На сайте известного блогера Другого есть интересная статья-интервью с нашим генеральным директором Андреем Галкиным о том, как мы создавали антрактно-раздвижной и подъемно-опускной занавесы для Большого Театра. В статье много красочных и ярких фотографий, позволяющих оценить масштабы нашей работы.

 

           Полностью статью Другого можно посмотреть по этой ссылке http://drugoi.livejournal.com/3619581.html.

 

           Много интересной информации Вы также сможете найти

           на сайте нашего творческого подразделения ООО "Эс-Дизайн" - www.s-design.su.

 

 

 

 

 

 

Материалы Научной конференции "Реставрация и воссоздание тканей в интерьерах Большого Театра" состоявшаяся 3 июня 2013 года

 

 

 

 

 

 

1991-2018 © SOFTSTITCH.RU , г. Москва.

 

Машинная вышивка на любых материалах.

Изготовление нашивок.