+7(495) 229-49-46

+7(925) 924-57-59

 

 info@softstitch.ru

softstitch2005@yandex.ru

Пн-пт: с 9 до 18 часов

Главная

Цены

О компании

Виды работ

Контакты

Галерея работ

Знамя Москвы

Рубеж XX и XXI века навсегда останется в истории России как период создания новой символической системы. Одним из ее элементов стали гербы и флаги субъектов Российской Федерации, отразившие рост их национально-культурного самосознания, политической и экономической самостоятельности. Чрезвычайно активно развивалась московская символика. В 1993 г. был восстановлен исторический герб столицы – всадник, поражающий копьем змия, в 1994 г. – утвержден городской флаг: тот же всадник на красном полотнище, а в 1995 г. – гимн (песня «Моя Москва»). Затем гербами и флагами обзавелись московские округа и районы (сейчас – реформированные в муниципальные образования). К настоящему времени в столице сложилась многообразная символика, которая постоянно используется в повседневной жизни, различных торжествах и для украшения улиц.

 

           Недавно она пополнилась новым элементом – городским знаменем. На первый взгляд, может показаться, что это лишний символ, поскольку Москва уже имеет флаг. Однако между флагом и знаменем большая и принципиальная разница. Флаг представляет собой повторение определенных цветов и изображений, одинаковых с обеих сторон; все экземпляры флага равнозначны, равноправны, общедоступны. Знамя – это предмет с глубоким смыслом, святыня. Оно строится (таким средневековым термином называется его создание) в единственном экземпляре, состоит из двух полотнищ, которые сшиваются вместе; на каждом – собственный рисунок, собственный набор эмблем и надписей, иногда весьма сложных. Знамя бережно хранится и используется только в самых торжественных случаях. Флаг, по сути, выражает принадлежность к городу, стране, корпорации, а знамя символизирует своего владельца, выступает в роли его «второго я», его «лица», поэтому по сравнению с флагом имеет более высокий статус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Знамя Московского Совета Народных Депутатов (лицевая и оборотная стороны)

 

 

 

           В советский период символом столицы служило знамя Московского совета народных депутатов. На его лицевой стороне располагался герб СССР, название страны и указание на владельца; на обороте – девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», профиль Ленина, окруженный снизу небольшой дубовой и лавровой ветвью, перевитой красной лентой, изображения городских наград и надпись: «Под знаменем марксизма-ленинизма, под руководством Коммунистической партии вперед к победе коммунизма!». После распада СССР использовать такой символ было невозможно из-за однозначной идеологической нагрузки, которая не соответствовала реалиям нового времени. Знамя сдали в Государственный исторический музей, а город остался без важнейшего символа. Вместо него фактически использовался флаг.

 

           Идея создать знамя для столицы возникла на рубеже 1990-х и 2000-х гг. совершенно неожиданно. Все началось с того, что перед 55-летием победы в Великой Отечественной войне к властям обратились ветеранские организации, которые предложили в честь юбилея дополнить флаг Москвы изображением медали «Золотая Звезда». По их мысли, так выражался бы статус столицы как города-героя. Однако такое сочетание с точки зрения вексиллологи (прим.1) нельзя назвать удачным. Фигура всадника, официально именуемого Святым Георгием, и советская награда принадлежат к символике различных эпох, и поэтому несовместимы между собой. Их соединение в одном полотнище можно было истолковать, как вручение медали святому.

 

           Предложение ветеранов отклонили, но оно показало потребность общества в совершенствовании городской символики, в дополнении ее эмблемами советской эпохи, значимыми для многих жителей. Это вполне соответствовало общероссийской тенденции на компромиссы, на сочетание символов, выражающих различные политические устремления. Наиболее наглядно это проявилось при юридическом закреплении в 2000 г. государственной символики Российской Федерации, которая объединила элементы, заимствованные из разных времен: музыку гимна, созданную в СССР, и герб, сложившийся при монархическом правлении.

 

           В Москве стремление к общественному компромиссу приобрело более мягкие и не столь откровенные формы. Оставив в неприкосновенности флаг столицы, было решено создать символ, который соответствовал бы пристрастиям всех слоев общества – городское знамя.

           В 2000 г. идея получила поддержку мэра Москвы Ю.М. Лужкова и началась работа (прим.2). Специальной группы для нее не создавалось, проектом занимались члены Комиссии по московской городской символике, преобразованной в 2003 г. в Геральдическую комиссию города Москвы. В обсуждении вариантов знамени принимали участие кандидаты исторических наук Станислав Владимирович Думин и Марина Петровна Голованова, главный хранитель Музея истории города Москвы Валентина Михайловна Кольникова, сотрудники мэрии Илья Михайлович Карташов, Анатолий Александрович Полибин, Някип Саитович Фазлов, председатель Всероссийского геральдического общества Игорь Станиславович Сметанников, военный герольдмейстер Олег Вячеславович Кузнецов, а также автор этих строк. Координационную и организационную работу, бесконечное хождение по инстанциям взял на себя Андрей Владимирович Галкин, без энергии и оптимизма которого работа, возможно, не была бы никогда закончена.

 

           Разработка московского знамени шла трудно и медленно. Сначала казалось совершенно неясным, какие эмблемы использовать, какие идеи отражать. Тогда обратились к русскому национальному опыту. Для этого изучались собрания Музея-заповедника «Московский Кремль», Музея истории города Москвы, Государственного исторического музея, Государственного Эрмитажа, в запасниках которых сохранились великолепные образцы знаменного искусства. Почерпнутые из них традиции необходимо было соединить с реалиями современности. Потребовалось несколько лет, прежде чем сложилась концепция знамени, определен круг необходимых надписей и символов. Эскизы полотнища официально и неофициально обсуждались на заседаниях Геральдической комиссии города Москвы множество раз. Создание предварительных рисунков, выслушивание бесчисленных предложений и замечаний, а затем вышивание полотнища легли на хрупкие плечи замечательной художницы Натальи Викторовны Антиповой, автора нескольких десятков гербов для московских районов и округов, члена Международного художественного фонда. Сейчас можно только поразиться ее терпению, вниманию, мягкости и ответственности.

 

           Идея знамени выработалась окончательно к 2004 году, но уже с 2003 г. о нем упоминалось в городских законах, впервые – в новой редакции закона «О гербе города Москвы» (прим.3).

 

           Создание нового символа не у всех встретило сочувствие и поддержку. Регулярно высказывалось мнение о его ненужности. В газетах упрекали депутатов Московской городской думы за то, что они, отложив «все насущные городские проблемы», занялись символами, т.е. вопросом, по ошибочному мнению некоторых, второстепенным. Особенно много критики вызвала стоимость работы – полтора миллиона рублей, хотя, как известно, дешево хорошо не бывает.

 

           В мае 2004 г. началось официальное обсуждение знамени. Сначала его одобрило Правительство Москвы, и в июле проект поступил в Московскую городскую думу. Там знамя Москвы рассматривалось в начале ноября того же года. Депутаты в целом согласились с предложенным вариантом, отметили актуальность создания знамени, его политическое и идеологическое значение. Представляя на заседании законопроект, председатель комиссии Московской городской думы по государственному строительству и местному самоуправлению В.Ф. Ковалевский справедливо назвал знамя «вершинным элементом городской символики, ее венцом». Закон «О знамени города Москвы» был быстро принят депутатами и подписан мэром города Ю.М. Лужковым 24 ноября 2004 г.

 

           Согласно этому документу, знамя Москвы состоит из полотнища, древка с навершием, скобой (прим.4), подтоком (прим.5) и лент.

 

           Полотнище прямоугольное, темно-красное, шириной 130 и длиной 170 сантиметров, обшито темно-красной и золотой бахромой.

 

           В центре лицевой стороны помещен развернутый от древка всадник (Святой Георгий), поражающий копьем змия. Он практически точно повторяет изображение с современного герба города, но особенности техники вышивки потребовали художественно отредактировать некоторые неудачно нарисованные элементы (прим.6). Всадника окружают золотые ветви: та, которая ближе к древку, – дубовая, а дальше от него – лавровая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект знамени Москвы (лицевая и оборотная стороны)

 

 

 

           В начальных вариантах лицевая сторона выглядела иначе. Предполагалось, что на ветвях вокруг всадника разместятся гербы десяти московских округов в сокращенной версии, то есть без корон, щитодержателей, девизных лент и иных украшений. Чтобы завершить работу над знаменем, было форсировано создание и утверждение герба последнего не имевшего символики округа Москвы – Юго-Восточного. Только после того, как в 2003 г. он обзавелся гербом, стало возможным подготовить окончательный рисунок знамени.

 

           При обсуждении проекта председатель Геральдической комиссии Москвы, заместитель мэра Анатолий Валентинович Петров, опытный и дальновидный администратор, предложил окружные гербы с лицевой стороны убрать. Он сказал, что система власти в городе подвижна, часто меняется, следовательно, могут трансформироваться гербы, а появление каждого нового символа будет требовать скорректировать и знамя. Переделывать же его часто нельзя, это противоречит его значению как городской святыни, рассчитанной на длительное время, а также повлечет значительные расходы. Доводы показались убедительными, и гербы округов из проекта убрали. Можно привести дополнительные аргументы в пользу такого решения. Не все из окружных символов удачны в геральдическом отношении, не всегда их эмблемы обоснованы. Например, в гербе самого промышленного и загрязненного округа столицы – Юго-Восточного –расположились три хилых деревца, которые должны символизировать «рынок «Садовод», а также указывать на постоянную работу по озеленению территории» (прим.7). Подобные рисунки не столько украсили бы знамя, сколько нарушили его художественную гармонию. Кроме того, отказ от окружных гербов позволил иначе изобразить ветви, сделать фигуру всадника более крупной, четкой, переместив ее из гербового щита на само полотнище.

 

           Оборотная сторона полотнища более насыщена символами, чем лицевая. Она предназначена для отображения истории Москвы. В центре помещен медальон с развернутым от древка профилем основателя города князя Юрия Долгорукого. Поскольку портретов его не сохранилось, то рисунок мог оказаться только условным. Одновременно образ должен был быть знакомым для москвичей, чтобы его уверенно опознавали. Жителям столицы хорошо известны два изображения Юрия Долгорукого: с медали «В память 800-летия Москвы» и с памятника напротив здания мэрии на Тверской улице. В результате долгих дебатов остановились на втором портрете, который показался более выразительным. Рисунок был заново проработан графически, скорректирована форма шлема, подправлены борода и усы.

 

           Медальон с Юрием Долгоруким обрамлен надписями: сверху – «Приди ко мне, брате, в Москов» (текст первого упоминания о городе), снизу – «Князь Юрий Долгорукий». Фрагмент летописи вызвал неожиданную дискуссию. Некоторые чиновники, ссылаясь, как всегда, на то, что «народу будет непонятно», предложили надпись осовременить, заменив название города и слово «брате», употребленное в старинном звательном падеже. В итоге, получалось выражение: «Приди, брат, ко мне в Москву», которое выглядело нелепо и больше напоминало приглашение на криминальную встречу, чем историческую фразу. Автору этих строк пришлось потратить немало времени и усилий на то, чтобы текст осталась в начальном летописном варианте.

 

           Интересной получилась внутренняя кайма оборотной стороны знамени. На ней помещено восемь золотых картушей, соединенных стилизованным растительным орнаментом с вплетенными попарно изображениями двуглавого орла, единорога, льва, грифона. Они символизируют основные этапы истории города. Двуглавый орел – основная эмблема государственного герба России – не требует особых комментариев. Лев – символ Владимирской земли, широко распространенный на ее древних сооружениях, единорог заимствован с печати Ивана Грозного и означает Московское царство, грифон – родовая эмблема династии Романовых.

 

           В четырех угловых картушах помещены архитектурно-мемориальные достопримечательности: Московский Кремль, Собор Василия Блаженного, Храма Христа Спасителя и здание Московского университета имени М.В. Ломоносова на Воробьевых горах.

 

           В начальном проекте оборотная «историческая» сторона выглядела иначе. Предполагалось 8 картушей с достопримечательностями, но оказалось, что четыре из них должны быть большего размера, а другие – меньшего. Иначе говоря, столичные памятники пришлось бы делить на «первостепенные» и «второстепенные». Чтобы не вызвать обид и споров по этому поводу, разработчики отказались от идеи и выбрали четыре сооружения, лучше всего символизирующих город. Они разместились в одинаковых картушах. Кремль сомнений не вызвал. Не было возражений против Храма Христа Спасителя – кафедрального собора и одного из любимых детищ мэра Ю.М. Лужкова. Два двух символа отбирали дольше, особенно – Московский университет. Сначала в четвертом картуше предполагался Большой театр, но затем, по инициативе автора этих строк, решили отметить значение столицы как крупнейшего центра отечественной науки. Для этой цели лучше всего подходил Московский университет, который, кроме того, был в России первым. Здание на Воробьевых горах выбрали не только потому, что оно лучше знакомо жителям, чем старое, в самом центре, но еще и для того, чтобы отразить советскую застройку города.

 

           В четырех маленьких картушах разместились другие символы и надписи. В боковом, прилежащем к древку, – патриаршая митра, в противоположном – императорская корона, в верхнем – слово «Москва», в нижнем – дата основания: «1147». Митра символизировала город как центр православия и религиозной жизни страны, а корона – столичный статус.

 

           Остальные элементы знамени Москвы прорабатывались и продумывались не менее тщательно, чем полотнище.

 

           Следующей по важности и степени художественной ответственности частью является навершие, венчающее древко. Оно изготовлено из позолоченного металла в виде шара, на котором находится объемная фигура всадника (Святого Георгия) на коне, поражающего копьем змия. Над ней работал известный скульптор, заслуженный художник России Олег Андреевич Цхурбаев, следующей работой которого после навершия стал памятник Симону Боливару, подаренный президенту Венесуэлы Уго Чавесу во время визита в Москву. Казалось бы, ничего сложного в изготовлении навершия нет, как выглядит столичный герб – ни для кого не секрет. Однако всадник изображался преимущественно только с одной, передней стороны, поэтому его вид со спины пришлось аккуратно и тщательно реконструировать.

 

           Древко знамени, длиной 250 сантиметров и диаметром 4 сантиметра, изготовлено из красного дерева («яры») с позолоченными желобками. К нему под полотнищем прикреплена скоба из золоченого металла с выгравированной надписью: «Учреждено Законом города Москвы от 24 ноября 2004 года № 78». Подток знамени изготовлен из того же материала и имеет форму усеченного конуса высотой 7 сантиметров. Скобу и подток сделал московский «металлических дел мастер» Сергей Иванович Тяпушин.

 

           К знамени крепятся две ленты с вышитыми изображениями наград, которых удостоена Москва: ордена Октябрьской революции, двух орденов Ленина, а также медали «Золотая Звезда», символизирующая звание «Город-герой».

 

           Знамя Москвы должно демонстрировать равноправие исполнительной и законодательной властей города, поэтому не установлено места его постоянного хранения. Один год оно находится в зданиях, где работают мэр и Правительство столицы, а следующий – в здании Московской городской думы. Его передача должна проходить торжественно, в День герба и флага Москвы – 6 мая.

 

           Независимо от места пребывания знамя будет использоваться в особо важных церемониях: вступлении на должность мэра, принесении присяги депутатами городской думы и судьями Уставного суда, вручении грамот и знаков звания «Почетный гражданин города Москвы» и т.д.

 

           Придумать знамя и написать закон – только полдела. Необходимо его сделать, причем так, чтобы уровень исполнения соответствовал предполагаемому статусу столичной святыни. Для реализации важного заказа по конкурсу была выбрана московская фирма «Софтстич-М», которая уже зарекомендовала себя высоким качеством вышивки. Строение знамени – технически сложная работа, для нее использовалась новейшая техника, совмещенная с уникальными компьютерными программами, разработанными в Японии. Компьютерное программирование рисунка и вышивание полотнища заняли почти полтора года. Было вышито несколько миллионов стежков. Каждый фрагмент предварительно отшивался на отдельном кусочке ткани и лишь после строгого контроля качества переносился на полотнище из лучшего немецкого бархата.

 

           Долго искали место, где могли бы изготовить бахрому. В России нашлось единственное предприятие, которое согласилось выполнить уникальный заказ – в Санкт-Петербурге. Там сделали бахрому ручным способом, таким же, как для государственных знамен Российской империи XIX века.

 

           Даже гвозди, которыми полотнище прибили к древку, были особыми – позолоченными, с изображением столичного герба на шляпке.

 

           Всего на создание Знамени Москвы – от предложения до установки – ушло почти 10 лет. Оно получилось очень красивым и технически совершенным, настоящим произведением искусства начала XXI в., в котором мощь современных технологий соединились с историческими и культурными традициями России.

 

           В июле 2006 г. знамя было поставлено в парадном Белом зале мэрии на Тверской улице, в доме 13. Оно удачно вписалось в интерьер, и, по свидетельству сотрудников, все, кто попадают в помещение, долго рассматривают его и неизменно восхищаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монтаж знамени Москвы в Белом зале Мэрии

 

 

           Знамя Москвы – не единственный символ подобного рода, созданный в России за последние годы. Появились новые знамена и у других российских городов. На них тоже местные гербы и исторические сюжеты. Столичный символ логично вписался в современную знаменную систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление В.В. Путина во время инаугурации мэра Москвы

 

 

           С другой стороны, столичное знамя теснейшим образом связано с опытом, накопленным за века отечественной вексиллологией. Например, нереализованная идея разместить на лицевой стороне территориальные эмблемы заимствована из государственных знамен, гербов и печатей Российской империи, а лавровая и дубовая ветви, хотя и очень скромные, маленькие, имелись на знамени Моссовета. Синтез символов выполнен тонко и корректно. Цель достигнута, москвич с любыми политическими пристрастиями может найти в знамени то, что ему ближе, но при этом оно целостно художественном плане и не кажется противоречивым.

           Работа над знаменем Москвы завершена. Хотелось бы надеяться, что ему суждена долгая и счастливая жизнь, что оно займет то место в московской символике, которое ему предназначено изначально. Но знамя – это не финал истории, сейчас возникли идеи о других символах для столицы. Московская символика, как и весь город, продолжает движение вперед и вбирает всё лучшее из российской геральдики, культуры, истории и современности; всё лучшее, что есть в городе Москве – столице России.

 

 

           Примечания:

 

           1. Вексиллология (от латинского vexillum – значок) – специальная историческая дисциплина, изучающая знамена и флаги как явления исторической реальности и источники. Объектами ее изучения являются знамена, флаги, хоругви, штандарты, вымпелы и др., а предметом – их происхождение, эволюция, внешняя форма, символика, бытование, техника изготовления и др.

 

           2. См.: Карташов И.М. Знамя города Москвы: история создания // Гербовед. 2005. № 5 (83). С. 20 – 27.

 

           3. Закон города Москвы от 11 июня 2003 г. «О гербе города Москвы» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2003. № 44. С. 8.

 

           4. Скоба – металлическое кольцо, которое крепится на древке ниже полотнища.

 

           5. Подток – нижний металлический конец древка.

 

           6. Автором современного варианта герба Москвы является художник К.К. Иванов, однако его рисунок далек от совершенства. Например, глаз коня слишком сдвинут ко лбу, у всадника непропорционально короткие ноги и т.д. Кроме того, изображение рассчитано только на графическое воспроизведение и с большим трудом поддается передаче при помощи других техник.

 

           7. Официальная символика России и Москвы. Вып. 2. М., 2004. С. 176.

 

1991-2018 © SOFTSTITCH.RU , г. Москва.

 

Машинная вышивка на любых материалах.

Изготовление нашивок.